Человек у окна.
Изображение человека на фоне окна в произведениях искусства.
Дорогие друзья! Наша Арт-галерея начинает ряд публикаций на разные темы, связанные с изобразительным искусством. А начать мы решили с такой, казалось бы, незамысловатой темы, как «окно», точнее «Человек у окна в произведениях искусства».
Вообще, окно, конечно, вещь утилитарна - необходимая часть жилища человека, источник света, средство для доступа воздуха, плацдарм для размещения комнатных растений или, наконец, стильный элемент дизайна дома. Но, на окно ведь можно взглянуть и с философской точки зрения. С одной стороны, это граница с внешним миром, в какой-то степени, защита от него. С другой стороны – это, своего рода, посредник в нашем общении с миром, средство коммуникации с ним. Мы можем плотно затворить окно, занавесить шторами и затаиться внутри. Можем немножко приоткрыть створки и одним глазом посмотреть, что там происходит снаружи. А можем распахнуть окно во всю ширь, вдохнуть полной грудью, впустить свежий воздух в свой дом, крикнуть что-нибудь радостное (ну, или спеть песню) и… простудиться… Это как повезет.
Окна не редко встречаются в произведениях живописи и графики. И зачастую это не просто источника света на картине или часть интерьера. Окно может быть самодостаточным объектом изображения или важной составляющей произведения искусства, играть значимую роль в картине или рисунке, быть говорящим фоном портрета или жанровой сцены. Окно может, например, создавать нужную атмосферу, помогая лучше раскрыть замысел художника и характеризовать изображенного человека или группу людей, символизировать их душевное состояние или социальный статус. Попробуйте мысленно убрать окно из картины, и она сразу потеряет не просто источник освещения, но из нее уйдет глубина и даже изменится внутреннее содержание и настроение.
Если говорить об изображении человека на фоне окна (мы не говорим сейчас о картинах на евангельские или мифологические темы, а имеем в виду именно изображение «простых смертных»), то начать, пожалуй, следует с эпохи Ренессанса. Именно тогда темами произведений искусства становятся не только религиозные сюжеты, но и изображения реального мира, появляются картины на бытовые темы. На передний план выходит значение человека, как личности, портреты увеличиваются в формате. Чтобы подчеркнуть значимость человека художники Возрождения изображают своего героя крупным планом во все полотно.
Так, например, на «Портрете графа Пьетро Секко-Суардо» (1563), примечательной личности в итальянском городе Бергамо, кисти Джовани Баттиста Марони, передано с исключительной точностью внутреннее состояние внушительной фигуры рыцаря. Наряду с другими элементами, например, стоящей на пьедестале жаровней – «говорящим» гербом семейства Секко-Суардо, окно с видом на город подчеркивает социальную значимость героя. По мнению Мины Грегори, картина «очень ломбардская по нежному изображению персонажа и по умению использовать световую технику, с доминирующей над городом башней в верхней части».
В работе Джованни Беллини «Молодая женщина, совершающая свой туалет» (1515) создается цельное, мечтательное настроение путем объединения при помощи цвета пейзажа за окном и прекрасной женской фигуры, что так свойственно венецианской живописи. Окно за спиной женщины можно было бы принять за картину, если бы не ваза, стоящая на подоконнике, почти сливающаяся с пейзажем. Цвет кожи и рыжеватых волос женщины вторит охристому цвету земли, а небо включает в себя оттенок синего покрывала на ее голове. Нахмуренность серых облаков на небе перекликаются с легкой грустью на прекрасном лице.
В работах художников северных стран, изображавших бюргерский быт, окна фигурируют часто. На картине «Риторики» (1665-68) Яна Стена, известного своими жанровыми сценами, изображено «заседание» одной из популярных в 17 веке риторической палаты. Это были своего рода сообщества торговцев, ремесленников, ученых и художников, предшествующие профессиональному театру и опере. Они собирались для декламирования стихов и разыгрывания представлений. Расположенное по диагонали окно помещения, где происходит веселое сборище риториков, оформлено ковром, напоминающим театральный занавес. Вместе с обязательными атрибутами таких собраний - глиняным кувшином и стаканом с водой, подвешенными на ветке, цветочным венком с четверостишием, содержащим основное кредо сообщества, барабаном, флагом и щитом с девизом, окно подчеркивает эффект театральности всего происходящего. Кроме того оно визуально разделяет пространство на «зрительный зал» и «сцену» не мешая, впрочем, взаимодействию «актеров» и «зрителей».
Голландские художники нередко изображали окна не только в интерьере, но снаружи, со стороны улицы. Так очень интересна работа Самуэля ван Хоогстратена «Человек, выглядывающий из окна» (1653). Хоогстратен был мастером иллюзионистического изображения предметов и людей, которое вызывало восхищение своей поразительной схожестью с «реальным». Кажется, что человек, тревожно выглядывающий в окно, просто застрял головой в раме и не может вырваться ни вперед, ни назад. Чем не символ безысходности или наказания за излишнее любопытство? Наполнение картины множеством символических смыслов было свойственной голландской живописи.
Русское живописное светское искусство развилось несколько позднее европейского. И начало ему положила портретная живопись в XVIII веке, берущая свои истоки в парсуне – посмертном изображении знатных людей. Фон, на котором тогда писались портреты, как правило, был нейтральный - темный или подсвеченный, позже стал оформляться вымышленным пейзажем, аллегорическими или символическими предметами. Но иногда фоном служило окно. Так на «Портрете Н.И.Новикова» работы Д.Г.Левицкого (1797) известный общественный деятель екатерининских времен, журналист и издатель изображен на фоне окна своего кабинета. На момент написания портрета Н.И.Новиков переживал не лучшие времена, был в опале, и сгустившиеся мрачные тучи за окном передают атмосферу внутреннего состояния героя. Общий колорит портрета и пейзажа - серо-коричневый, мрачный и тревожный.
«Портрет управляющего имением Краснополец Псковской губернии Холмского уезда» (ок.1813) кисти В.Л.Боровиковского относит нас к традициям итальянского Ренессанса. В имении художник довольно долго жил на попечении управляющего и в знак благодарности написал его портрет. Мы видим человека, не знатного и не блещущего внешней красотой, но достойного, сдержанного, с твердым прямым взглядом, много работающего и стойко переносящего все жизненные трудности. Недаром художник изобразил его на фоне окна, в котором виден пейзаж с деревом, наклоненным над обрывистым речным берегом, цепко держащимся за него корнями. Дерево, несмотря на свое опасное месторасположение, полно жизни и покрыто зеленой листвой, оно не собирается сдаваться, и продолжает жить.
Стараясь придать своим картинам живой и непосредственный характер, В.А.Тропинин нередко строил композицию своих произведений на основе бытовой сценки и создавал жанровые портреты. К таким работам относится «Женщина в окне (Казначейша)» (1841). На картине изображена женщина прекрасная зрелой и совершенной красотой, с любопытством выглядывающая в окно. Заинтересованный взгляд больших карих глаз придает образу одновременно живость и сентиментальность. И тут нельзя не вспомнить голландскую жанровую живопись. Достоверно не известно, действительно ли Тропинина вдохновила на создание этого портрета поэма М.Ю.Лермонтова «Тамбовская казначейша». Поэма имеет пикантный и драматичный сюжет: в провинциальный Тамбов прибывает полк улан, прекрасная казначейша, живущая с нелюбимым старым мужем, влюбилась в улана, улан полюбил ее. Казначейша Тропинина изображена в момент душевного трепета, в минуты зарождения любви, сомнений и отчаянной невозможности устоять перед соблазном. Девушка с надеждой распахивает окно…
Картина «Смерть Четтертона» (1855-1856) Генри Уоллиса, изображающая юного поэта Томаса Чаттертона на смертном одре, стала не только признанным воплощением обреченного литературного гения, но и прерафаэлитской живописи вообще. Чаттертон был литературный мистификатор, а для англичан викторианской эпохи – «звездный мальчик» и мученик литературы. Считалось, что он покончил с собой, но достоверно причины его смерти не установлены. Его тело было обнаружено на чердаке над борделем, где он жил. Основная тема картины – незавершенные начинания. Тело юного поэта в романтической позе покоится на убогой постели, у изголовья – клочья изорванных рукописей. Низкий потолок и стены узкого помещения как бы стискивают тело юноши, но душа его уже свободна, она выпорхнула в приоткрытое окно, за которым проступает вид рассветного Лондона. Кстати, во флорентийской живописи 15 века окно с приоткрытой створкой нередко изображали на посмертных портретах – оно символизировало переход усопшего в иной мир.
В творчестве известного датского художника Вильгельма Хаммерсхёя много окон. Его работы, сдержанные и лаконичные, отражают скромный быт простых и достойных людей, чуждых, проявлению бурных эмоций. Неброский уют просторных комнат, освещенных приглушенным светом, льющимся из больших окон с белыми занавесками, отражает гармонию их обитателей с собой и окружающим миром. От картин веет тишиной и легкой меланхолией, как, например, от картины «Интерьер. Стардгент 30» (1904).
В работах французских импрессионистов также встречается тема окна, хотя и не часто, так как основа их творчества – отображение световоздушной среды, предполагает скорее изображение событий и предметов на улице. Одной из работ интересующей нас тематики является «Танцовщица у фотографа (Танцовщица у окна)» Эдгара Дега (1873-1875). Танцовщица позирует фотографу в студии на фоне огромного окна в пол, за которым видна фасады домов напротив. Интерьер студии и мир за окном, казалось бы, объединены одной голубовато-золотистой цветовой гаммой, но темные вертикали оконных рам четко обозначают границу и создают ощущение клетки для экзотической птицы-танцовщицы, из которой, несмотря всю кажущуюся прозрачность, ей не вырваться.
Работы русских импрессионистов отражают радость жизни и мировую гармонию, всю свежесть и оптимизм натуры. В «Портрете Т.С.Любатович» Константина Коровина (1880-е) актриса, сидя на подоконнике с книгой, обращена к солнцу, мягко освещающему ее фигуру и играющему на зеленой листве сада за окном. На зрителя веет жизненной силой, радостью бытия.
Умиротворение и покой, полное единение с природой, абсолютное соответствие ее состояния настроению женщины задумчиво сидящей у раскрытого окна, передает «Ноктюрн» (1919) К.Коровина. Розовато-золотистые отсветы заката освещают пейзаж, 12. Умиротворение и покой, полное единение с природой, абсолютное соответствие ее состояния настроению женщины задумчиво сидящей у раскрытого окна, передает «Ноктюрн» (1919) К. Коровина. Розовато-золотистые отсветы заката освещают пейзаж, оконные рамы, платье, руки, волосы и лицо женщины…
На картине Бориса Кустодиева «Японская кукла» (1908) - портрет трехлетней дочки художника Ирины у окна Терема с нарядной куклой-японкой в руках. Все здесь словно пронизано светом: нежная зелень двора и дальних деревьев за окном, розовые тона бревенчатого угла Терема, легкое платьице ребенка. Легкость, лучезарность в изображении природы созвучны легкости и свету, которые свойственны счастливому детству.
Черты театрализованного изображения присущи портрету критика и поэта-символиста К.А.Сюнерберга в работе Мстислава Добужинского «Человек в очках» (1905-1906). Поэт как бы стоит на авансцене, а унылый пейзаж за окном выступает в качестве декорации. Пытаясь поднять изображение до уровня символа эпохи, художник акцентировал в облике современника типические черты русского интеллигента начала 20 века и подчеркнул трагический контраст между одухотворенностью поэта и бездушным однообразием окружающей среды. Петербург, изображенный Добужинским за окном – не исторический город, одетый в камень великолепных набережных. Это город глухих дворов и пустырей, высоких домов, набитых людьми, пустынных переулков, тусклых витрин и фонарей. Этот город отчуждает от себя человека, пугает и губит его. Художник смотрит на мир, современный ему и с горькой иронией рассуждает о противоречиях, которые существуют в этом мире. Город Добужинского похож на город Достоевского и Блока. Он странен, страшен, фантасмагоричен. Он рождает ощущение безысходности и тоски. Линии картины энергичны и напряжены, их ритму подчиняется вся плоскость картины. В этом ритме таится драматизм и экспрессия, он порождает тревогу.
Жизнеутверждающее, полное света, музыки и гармонии бытия полотно Анри Матисса «Урок музыки» (1916) изображает счастливых людей погруженных в себя и свои занятия – чтение, музицирование. Пространство расширяет высокое окно, выходящее в сад, позволяя музыке свободно литься, соединяясь с шелестом деревьев и звуками струящейся воды. Планы картины объединяет скульптура обнаженной женщины, расположенная в глубине тенистого парка за окном. Мир человека, мир природы и мир искусства гармонично объединены в единое целое.
Замечательная картина Сальвадора Дали «Женская фигура у окна» (1925) - одно из самых совершенных ранних творений художника. Колорит работы монохромен, но цветовые нюансы виртуозно подчеркнуты игрой света. В мастерстве исполнения картины проявилось почитание Дали великих художников прошлого, в то же время неповторимая манера мастера уже чувствуется в полной мере: создается ощущение, что изображенная на картине девушка (сестра автора Ана Мария) и залив за окном существуют в разных реальностях.
Тема, к которой постоянно обращался в своем творчестве американский художник-реалист Эдвард Хоппер, - одиночество индивидуума в урбанистическом мире. В произведении «Автомат» (1927) изображена одинокая женщина, поглощенная своими мыслями. Она сидит в пустом кафе с чашкой кофе. Ее одиночество подчеркивает и пустой стул напротив и огромное окно-витрина, которое отражает люминесцентные лампы, освещающие кафе. Из-за этого отражения создается ощущение бесконечного черного коридора за окном, там, где замер темный ночной невидимый город.
Работа Марка Шагала «Небесный скрипач» (1934) – вся одно окно с яркими синими рамами. Парящий над миром скрипач несет свою прекрасную музыку людям, чтобы дать им радость и утешение. Звуки его скрипки как бы окутывают голубым светом лежащие внизу улицы и домики, придавая им какой-то новый смысл и значение.
Хорошо известная иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Дама с собачкой» Кукрыниксов «В Славянском базаре» (1945-1946) выполнена в черно-белой гамме, как фотография. Темный силуэт, стоящей у окна спиной к нам, дамы, стены и окна домов напротив, встающие преграждающей стеной, ограничивающие доступ света в комнату, закрывающие обзор из окна, подчеркивают безысходность ситуации.
Многим знакома по школьному учебнику картина Татьяны Яблонской «Утро» (1954). На картине изображена девочка, дочь художницы, делающая утреннюю зарядку. Двери балкона распахнуты, в комнату с улицы потоком льется яркий солнечный свет. Ощущение широты пространства усиливается открывающимся видом города сквозь распахнутую дверь балкона, пространство города сливается с пространством картины, становится его частью. Картина полна свежести и радостного ожидания. Картина символизирует не просто начало нового весеннего радостного дня, а наступление нового периода в жизни страны, хрущевской оттепели, полной надежд на лучшее.
В произведениях Рене Магритта нет места для образов из повседневной реальности – банальные предметы преображены и деформированы, а реальность наполнена беспокойством и тревогой, она обманчива и коварна, она превращается в кошмар, рождает чувство отчуждения или абсурда. В работе «Ключ к пространству» (1936) окно с открывающимся видом на природу – это явная метафора человеческого состояния. Разбитое стекло символизирует уничтожение границ между оболочкой и содержанием, внутренним и внешним, человеком и реальностью. Это метафора живописи, которую Магритт воспринимает как инструмент для углубленного познания мира. Человек здесь не изображен, но без его незримого присутствия в картине ничего не имело бы смысла, поскольку все чувства, эмоции и метафоры существуют только в человеке и вне его их быть не может. И кто-то же разбил стекло…
Итак, мы на разных примерах рассмотрели, так сказать, «роль окна в произведениях искусства», а если точнее, его роль в изображении человека, в передаче его чувств и состояний и, даже, философских воззрений. Мы выяснили, что использование окна в композиции картины нередко служит для того, чтобы отразить отношения человека с внешним миром - человек ли возвышается над этим миром, подчиняет его себе или мир подавляет, даже поглощает человека, или же человек и мир за окном существуют в полной гармонии, созвучно друг другу. А может быть это параллельные, не пересекающиеся миры… Присутствие окна на картине подчеркивает нестабильность, изменчивость отношений человека и окружающего мира: вот сейчас они пребывают в полной гармонии, а через минуту все может измениться. Или наоборот – враждебность, агрессия внешнего мира вдруг растворится в ярком солнечном свете и развеется свежим ветром и мрачные мысли уйдут.